Люди ссорятся, и разрешение конфликта мало кому дается легко.
Иногда разрешение конфликта становится почти невозможным, ведь у каждого из нас свои ценности, потребности и приоритеты. Именно поэтому избежать конфликтов между людьми практически невозможно.
Когда конфликт уже произошел, главное – разобраться в нем, выяснить причины и сбалансировать потребности и интересы всех сторон. Умные люди делают это при помощи нескольких психологических стратегий.
Причины конфликтов:
Если вы знаете, почему вы ссоритесь с другими людьми, разрешение конфликта становится более реальным, и вам гораздо легче избежать этих ссор. Именно поэтому знать причины возникновения конфликтов – важно и нужно.
1. Ресурсы
Люди часто ссорятся из-за ресурсов. Почему? Конечно, потому что их недостаточно. Все, от ваших соседей до коллег, сходят с ума, когда предметов первой необходимости не хватает или они неравно распределены.
2. Привычки
Нас раздражает, когда кто-то делает привычные для нас вещи не так, как мы привыкли их делать. Ссоры обостряются, когда стороны отказываются идти на компромисс.
3. Восприятие
Расхождение во взглядах, разные ценности и приоритеты в жизни – частая причина ожесточенных споров.
4. Различные цели
Этот сценарий знаком многим из нас. К примеру, вы поссорились со своим супругом, ведь вы хотите жить в многоэтажке, в то время как он предпочитает жить в старой хрущевке, чтобы снизить затраты.
5. Факторы давления
Конфликтующие стрессоры являются распространенными причинами ссор на рабочем месте. Босс А нуждается в вас, чтобы завершить одно задание в то время как Босс Б хочет, чтобы вы немедленно приступили к другому. Результат? Напряжение.
6. Ценности
Наконец, различия в личностных ценностях могут привести к конфликтам и непониманиям. Возможно, вы очень пунктуальны, а ваш ребенок все время откладывает все на потом. Вы можете поссориться, если его опоздание вызовет неловкость в социальных ситуациях.
Что вызывает конфликты?
Что вызывает конфликты между людьми? Люди. Их отношения, привычки, манера общения – все это может стать причиной споров и недопониманий.
1. Избегание
Прежде всего, это избегание. Мы шутим или избегаем острых тем, чтобы избежать неприятного конфликта. Кто-то делает это из-за страха ссор, кто-то из-за неуверенности в себе. Однако постоянное избегание конфликтов лишь временно откладывает их, а в результате они могут разрастись и выйти из под контроля.
2. Уступки
Некоторые люди предпочитают идти на уступки, дабы избежать ссор. Те, кто это делает, руководствуются интересами мира и единства. Хотя такой подход является просоциальным, он пассивен. Личная неудовлетворенность человека накапливается, потому что он игнорирует свои собственные потребности.
3. Конфликтность
Все мы знаем людей, которые споря просто ради того, чтобы спорить, доказывая свою правоту всем вокруг. Они настойчивы и, как правило, стремятся доминировать над другими, особенно в выигрышных ситуациях. Иногда сила – единственное, что может разрешить конфликт, но когда она связана с гневом, она лишь разрушает отношения между людьми.
Разрешение конфликта: 6 секретов умных людей
Наши ссоры связаны с эмоциями, но есть рациональные, научно обоснованные способы их решения. Два новозеландских исследователя разработали шесть навыков, которые могут помочь ослабить напряженность в отношениях между людьми.
Они проверили свою теорию на 27 директорах школ, которые заняли эту должность впервые. Предварительно все участники прошли 18-месячные курсы, которые включали в себя, помимо всего прочего, способы разрешения конфликтов. По сценарию, к директору приходила актриса, игравшая мать ученика, и жаловалась на одного из учителей.
Многие директоры не прошли эту проверку, так как отчаянно пытались доказать свою правоту, вместо того чтобы выслушать своего оппонента и попробовать прийти к консенсусу. Исследователи доказали, что успешней всего справились с заданием те директоры, которые придерживались следующих ступеней разрешения конфликта.
1. Выразите свою точку зрения
Объясните свою позицию четко и ясно, скажите почему вы придерживаетесь той или иной точки зрения. Директор школы должен был выслушать «мать ученика», а потом выразить собственную точку зрения.
2. Внимательно выслушайте собеседника
Затем участники должны были внимательно выслушать родителя. По мнению исследователей, это укрепляет доверие, выражает уважение к другой стороне и разъясняет, как обе стороны истолковывают одни и те же факты. Кроме того, этот этап дает людям инструменты, необходимые для разрешения конфликтов.
3. Добейтесь полного взаимопонимания
Директор школы должен был убедиться в том, что полностью понял проблемы «матери ученика», ее точку зрения и взгляды на конфликт. Также крайне важно не давать вашим эмоциям брать над вами верх, ведь импульсивные решения могут привести к непониманию и усугублению конфликта.
4. Пересмотрите свою точку зрения
Чтобы прийти к согласию, директору нужно было пересмотреть собственную точку зрения, и согласовать ее с собеседником. Отложите все личные предубеждения, и постарайтесь взглянуть на проблему рационально.
5. Предложить собеседнику другой взгляд на проблему
Затем директоры школ должны были побудить «родителя» задуматься над ее точкой зрения. После того как вы отложили все собственные личные предубеждения, убедите вашего собеседника в необходимости сделать то же самое.
6. Придите к соглашению
Наконец, в идеале все должны договориться о дальнейших шагах. Реальные попытки найти решение проблем решают конфликты и удовлетворяют интересы всех сторон.
Разрешение конфликта – далеко не всегда легкое и приятное занятие, но эти психологические трюки помогут вам с ними справиться.